Наверх
Интервью профессора Ларина С.И.

Интервью профессора Ларина С.И.

24.04.2011

Уважаемый, Сергей Иванович, наши читатели часто спрашивают нас. Что означает слово «флебологический» ? Какие заболевания лечат в вашем медицинском центре?  

Слово флебологический произошло от греческого слова «флебос» - вена, "логос" - знание. Этим названием мы подчёркиваем, нашу основную медицинскую задачу – лечение пациентов с заболеванием вен.

Конечно, в основном это больные страдающие от варикозной болезни и её осложнений тромбофлебитов, венозных язв и.т.д.  

Почему мы выбрали данное направление?

Современная медицина – очень высокотехнологичный вид человеческой деятельности и достичь высокого уровня  во всех её областях одновременно - практически не удаётся ни кому, но сосредоточив ресурсы на узком направлении можно реально, даже в условиях нашей страны вплотную приблизится к мировым стандартам оказания медицинской помощи.

Конечно, это нельзя сделать за короткое время, но более 18 лет ежедневной работы в этой области хирургии постепенно дали нам эту возможность.

Какие заболевания вен вам приходится лечить особенно часто? 

Надо сказать прямо, что основными пациентами нашего центра всегда были и, вероятно, будут больные с варикозной болезнью ног. Это заболевание – чрезвычайно распространено как в нашей стране, так и за рубежом – Европе, США, Израиле и.т.д. И причина такого состояния дел кроется в генетике.

Варикозная болезнь – передаётся по наследству, по этому несмотря на лечение, будут рождаться следующие поколения пациентов. На практике данный факт подтверждается тем, что в нашей области существуют даже  целые районные центры, где данная болезнь встречается почти у каждой третьей женщины и каждого четвёртого мужчины.  

Сергей Иванович, что вы подразумеваете под мировым уровнем лечения варикозной болезни?

Лечение любой болезни начинается с диагностики. Казалось бы современные ультразвуковые аппараты для изучения кровотока имеет большинство крупных больниц нашей страны, но как там обследуют больных?

Те пациенты, которые уже прошли такую процедуру, наверняка, смогут подтвердить мои слова. Большая часть таких больных проходят УЗИ вен лёжа на кушетке, но болезни вен – результат прямохождения человека их причина кроется как раз в силе тяжести, которую кровь преодолевает проходя путь от стопы  в направлении сердца.

В положении стоя для правильного движения крови особое значение приобретает работа венозных клапанов. Поэтому данные   полученные при обследовании вен ног в положении  лёжа часто несут в себе опасность диагностических ошибок.

В лечении варикозной болезни,  мировым уровнем можно считать такие виды терапии, при которых не происходит хирургического удаления вен. Дело в том, что как бы ни старался хирург при удалении участка вены всегда наблюдается травма окружающих тканей – разрушается кожа, лимфатические и кровеносные сосуды и что особенно неприятно нервные волокна.

А теперь представим, что удаляется вся вена от паха до лодыжки. К сожаленью, такая обширная травма может беспокоить невропатическими болями пациента всю оставшуюся жизнь, хотя варикозных вен у него и не будет. Я уже не говорю об эстетических моментах такой операции. 

Поэтому мировой уровень лечения этой болезни – веносохраняющие процедуры. В нашем центре мы уже более 9 лет с 2002 года используем современные лазерные технологии. Часто меня спрашивают об осложнениях и противопоказаниях к лазерной коррекции варикозно-расширенных вен.

Но я твёрдо убеждён, что без лазерных и радиочастотных технологий  (VNUS) не может быть современного, безопасного и эффективного лечения варикозной болезни, того лечения, которое позволило бы пациентам не лежать в стационарах, а уже через 30 минут свободно и без боли передвигаться на своих ногах.

Реальных противопоказаний для лазерного и радиочастотного лечения варикозных вен – нет. Более того, для меня давно существует правило: чем старше больной, чем больше у него варикоз, чем больше вес пациента, тем более настоятельным в его лечении является использование лазера или радиочастотной энергии.  Лазер и радиоволна – это всегда маленькая травма и большая эффективность.

Вы  говорите о двух современных методах  лечения варикозной болезни – лазере и радиочастотной волне. Они чем-то отличаются, какой из них более современный?

В нашей стране немного клиник, где собраны абсолютно все виды современного лечения вен. Думаю, наш центр один из немногих, где есть всё, что придумано в мире на эту тему. 

Лазер – поток световой энергии нагревающий вену изнутри, этот нагрев сопровождается сужением сосуда. Варикозно-расширенные вены  как бы «запаиваются», что приводит к быстрой ликвидации застойного объёма крови, а значит улучшает кровообращение конечности и состояние кожи. Проблемой лазерной обработки вен является большая вариабельность в диаметре варикозной стенки.

В одном месте она - уже в другом – шире, поэтому подбор мощности излучения, выбор места введения лазерного волокна и скорости его движения.    Всё это зависит от опыта хирурга, его знания особенностей распространения потока лазерной энергии, умения самостоятельно выполнять ультразвуковые исследования.

Радиочастотная методика (VNUS) – вершина современного лечения вен и во много лишена недостатков лазеротерапии. Радиочастотный зонд вводится без какого – либо разреза в вену и под УЗ контролем устанавливается в нужную часть ноги, дальше нагрев вены управляется компьютерной системой, которая сама вычисляет по данным вмонтированного внутрь термометра силу оптимального нагрева.

При этом никаких болей, можно свободно двигаться без ограничений в этот же день, принимать душ, заниматься спортом через 5-7 дней, а самое главное никаких разрезов!

В последнее временя в лечении эстетических сосудистых дефектов кожи так же произошли существенные сдвиги. Раньше для лечения мелких сосудов ног, а так же таких дефектов кожи как винные пятна или капиллярные гемангиомы, в основном,  мы использовали микросклеротерапию и лазер на парах меди – яхрома мед.

При этом, по сути, лечение микроуколами всегда являлось (несмотря на мой гигантский опыт)  достаточной травматичным и рискованным мероприятием. При выполнении этой процедуры довольно часто существует риск повреждения  верхнего слоя кожи – эпидермиса.

А это чревато гиперпигментацией, т.е. длительным потемнением кожи в зоне введения лекарственного препарата, некрозом кожи – разрушением эпидермиса с образованием длительно незаживающих язвочек и.т.д. Поэтому мировые разработчики оборудования для лазерного лечения кожных дефектов, разработали современные Яг Неодимовые и александритовые лазеры для лечения сосудистых дефектов кожи.

И самое главное они сразу озаботились созданием динамической системы охлаждения кожи, которая делает лазерную вспышку практически малоболезненной для пациентов. Поэтому вены диаметром от 0,1 до 3 мм мы ликвидируем с помощью аппарата G-Max фирмы Кандела, таких лазерных установок всего три на всю Россию!

Эффект от лечения делится на непосредственный и отдалённый. Непосредственный эффект заключается в одномоментном исчезновении расширенных капилляров и венул, а долговременный – это постепенное до 6-12 месяцев запустевание капилляров и  улучшение в связи с этим внешнего вида, кожи.

Венулы большего чем 3-2 мм диаметров могут эффективно устраняться на аппарате смешанного типа Полярис. Эта Израильская техническая система знаменита на весь мир своим сочетанием радиоволнового воздействия на сосуды в сочетании с лазерным (называется ELOS), именно, по этому взаимное усиление или синергизм (по-научному) двух этих видов энергии позволил нам устранять более крупные до 5-7 мм венулы и вены.

Теперь мы реально можем снизить  риск гиперпигментации и повреждения кожи до минимума. При этом лечении нет необходимости носить утягивающий трикотаж бинты, чулки или колготки, нет риска занести инфекцию через места множественных проколов кожи. Рад был ответить на ваши вопросы.